ГлавнаяДети без наркотиковНУЖНА ПОМОЩЬКонтакты

Развитие потребности в веществе, изменяющем сознание

               (Из книги В. Шабалиной «Психология подростка»)

 
 
                                 Потребность
 

В современной психологии потребность понимается как “переживаемое состояние внутреннего напряжения, возникающее вследствие отражения в сознании нужды (нужности, желанности чего-то) и побуждающая психическую активность, связанную с целеполаганием”. (Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. Реана А.А., 2001, с. 638).

 

Потребность “как бы сама заявляет о себе активностью, потребность есть “зависимость как источник активности”. (Петровский А.В., Петровский В.А., 2000, с. 10). Потребности обнаруживаются в мотивах, влечениях, желаниях, побуждающих человека к деятельности и становящихся формой проявления потребностей.

 
 
 Динамика потребности при регулярном воспроизведении
 

В удовлетворении потребностей играют важную роль ощущения. Ананьев Б.Г., исследуя динамику потребностей при их регулярном воспроизведении, выделял три фазы: напряжение, потребление и насыщение.

 

1. Первая фаза - напряжение данной потребности, возникает “по мере объективного недостатка организма в соответствующих материалах внешней среды (например, питательных веществ). Чем сильнее этот недостаток, тем выше уровень напряжения потребности.

При этом состоянии напряжения данной потребности повышает общий тонус организма, а особенно тех анализаторов, различительная деятельность которых необходима для поисков и овладения предметом потребности.

В первой фазе резко повышается возбудимость этих анализаторных систем, усиливаются разнообразные ориентировочные реакции, до непосредственной встречи человека с предметом потребности.

 

2.  Встреча является началом новой фазы - собственно потребления.

“В процессе потребления субординационные отношения усиливаются, приводя к торможению тех анализаторных систем, которые непосредственно не участвуют в акте потребления.

 

3. Наконец, третья фаза динамики данной потребности – насыщение – характеризуется постепенным снижением чувствительности основного в этой ситуации анализатора (например, вкусового в акте еды), растормаживанием других деятельностей, постепенным повышением чувствительности других анализаторов”. (Ананьев Б.Г. , 1961, с. 60 - 61).

 

В предвкушении взаимодействия с объектом зависимости улучшается настроение, повышается общий тонус организма.

 
 
                      Развитие новых потребностей
 

Колесов Д.В. выделяет в развитии каждой новой потребности три стадии.

 

В первой стадии происходит первичное замыкание потребностного цикла. Человек испытывает первое состояние удовлетворения в процессе определенной деятельности. Это может происходить в рамках удовлетворения какой-то другой потребности и обуславливаться любознательностью, любопытством, скукой, подражанием или давлением окружающих.

Первые пробы не означают, что потребность сформировалась. Сначала такой потребностный цикл не является устойчивым и потребностное состояние возникает лишь при восприятии предмета потребности (табак, алкогольные напитки, наркотические вещества и др.) или человека, которому индивид подражает, при условиях, благоприятствующих потреблению.

Это не закрепившаяся потребность, не сформировавшаяся окончательно.

 

Вторая стадия развития новой потребности - ее укрепление. Потребностное возбуждение постепенно начинает возникать все более самостоятельно и независимо от внешних факторов и обстоятельств, “… здесь еще могут проявлять себя моменты условно-рефлекторного характера: например, индивид может испытывать желание принять наркогенное вещество лишь в определенное время суток, в остальное время он о нем “забывает”.

В любом случае новая потребность на этой стадии – лишь одна из многих” (Колесов Д.В., 1991, С.299)

 

Третья стадия характеризуется возрастанием удельного веса новой потребности в мотивационном поле, ее выходом на передний план как наиболее важной и неотложной.

Сначала новая потребность доминирует в определенной ситуации, а затем независимо от ситуации, подчиняя другие потребности, заставляя их служить себе. Человек постоянно испытывает влечение к наркотическому веществу.

Его общение с окружающими в значительной степени становится способом добывания наркотика или способом вовлечения других, умышленно или неумышленно, в его потребление.

Познание направляется на поиск информации о новых веществах, обладающих более высокой наркогенностью, о способах приготовления и введения их в организм.

Эта стадия развития потребности соответствует сформировавшемуся заболеванию. (Колесов Д.В., 1991, С.299)

В контексте зависимого поведения - это конечная стадия его формирования.

Объект зависимости становится потребностью, которую необходимо удовлетворять, к которой испытывается непреодолимое влечение.

 

 
                               Привыкание
 

Склонность к привыканию является внутренним свойством человека и животных, что объясняется закономерностями их высшей нервной деятельности.

 

Многократное, осуществляемое в определенном режиме действие формирует систему условных рефлексов - динамический стереотип, разрушить который чрезвычайно трудно (И.М.Сеченов, И.П.Павлов).

 

И.П.Павлов целенаправленно формировал у собак реакцию на условный раздражитель, подкрепляя его безусловным. Причем собака одинаково реагировала не только на основной условный раздражитель, но и на все, что ему сопутствовало. И.П.Павлов объяснил этот феномен связями, устанавливаемыми между двумя стимулами. Предъявление одного приводит к ожиданию другого.

 

Что касается человека, то еще в философских учениях древнего мира сложилось понятие ассоциации – связи между психическими явлениями, при которой актуализация одного явления приводит к появлению другого.

 

В начальной стадии формирования наркомании, именно ассоциации подростка, связывающие употребление наркотических средств, привлекательное состояние сознания с группой приводят к формированию зависимости от нее.

 

Попадая в группу, подросток испытывает сильное желание принять наркотик. В конце концов, оно может стать непреодолимым. Эффект ассоциации срабатывает и на этапе ремиссии, вот почему пребывание в наркотизированной группе является сильной провокацией и часто приводит к рецидиву.

 

Точный и постоянный эффект стимулов получается при определенных условиях: “промежутки между раздражителями должны быть постоянными, причем предъявляться они должны в строго определенном порядке” (И.П.Павлов, 1954., с. 125 – 128).

 

Мнение ученого. “Мне кажется, как часто тяжелые чувства при изменении обычного образа жизни, при прекращении привычных занятий, при потере близких людей, не говоря об умственных кризисах и ломке верований, имеют свое физиологическое основание в значительной степени именно в изменении, в нарушении старого динамического стереотипа и в трудности установлении нового”. (И.П.Павлов, 1954 с.127)

 

Аналогичная картина как раз и наблюдается при регулярном приеме психоактивных средств: строго определенная процедура с использованием одних и тех же средств и через определенный промежуток времени. Формируется динамический стереотип, т.е. уравновешенная система внутренних процессов, определяющая зависимое поведение. Избавление от химической зависимости не разрушает эту систему, так как в силу гомеостаза она стремиться остаться прежней.

 

Мнение ученого. Есть люди, которым кажется, что они могут сделать все, что угодно. Они считают, что все знают, и не хотят ничему учиться. Сюда же можно отнести тип людей, постоянно стремящихся изведать какую-нибудь опасность, им кажется, что с ними не может случиться ничего плохого, они не могут потерпеть поражение. Как правило, результаты плачевны. (А.Адлер, 1997, С105).

 

Новости

Вебинары - беседы ведет Майтова Вера. Следующий состоится во вторник 02.08.16. "Алкоголь-наркотик-товар. История. Факты".
На сайте www.semya-deti.ru узнаете, какую пользу можно извлечь из книг, вы прочитаете отзывы читателей. А также сможете скачать электронный вариант всех произведений (22).
Ищу спонсора или издателя для выпуска книг: "Учитель, помоги не стать наркоманом". «Почему дети принимают наркотики». «Как защитить детей от наркотиков»...
Мне иногда пишут: "Если бы я раньше прочитал эту книгу - то сына (дочь) можно было бы спасти". Уважаемые посетители и читатели моих книг! Если Ваш сын или дочь учится (в школе, колледже, институте)...
Вы можете помочь жителям своего села, района, города. Что можно сделать:
все новости...
Создание и раскрутка сайта
 socproblema.ru © 2009